Спасибо за ваш запрос!

Почта обрабатывается каждый день, кроме выходных!

Вы получите ответ на запрос в течение одного рабочего дня.
			
			
				
27 Oct
Светлая сторона закона и тёмная сторона реальности в рекламе на радио или  Немного о юридических аспектах использования отрывков из музыкальных произведений, кинофильмов и мультфильмов в радио роликах

Светлая сторона закона и тёмная сторона реальности в рекламе на радио

или

Немного о юридических аспектах использования отрывков из музыкальных произведений, кинофильмов и мультфильмов в радио роликах

Реклама на радио остается одним из наиболее экономных и эффективных видов рекламы. Она обладает множеством привлекательных для рекламодателя аспектов: ежедневно более 63% взрослого населения России слушают радио, попасть в целевую аудиторию значительно проще, короткое рекламное сообщение, благодаря различным аудиоэффектам, воспринимается, в целом благосклонно. В общем, идея понятна.

 Однако, сегодня я предлагаю рассмотреть не общие плюсы и минусы рекламы на радио, а остановиться на конкретных вопросах легальности использования отрывков из музыкальных произведений, кинофильмов и мультфильмов в ваших рекламных роликах на радио. Ведь зачастую об этом вопросе мало кто задумывается, не правда ли? А поможет мне в этом специалист отдела медиапланирования ДВ Медиа Сервис, Татьяна Вишнякова.

 

 Вопрос. Актуальны ли в России законы об авторском праве на радио рекламу?

Ответ. Да, конечно. С 1 января 2008 закон об авторском праве в РФ значительно ужесточился и в полной мере регулирует взаимоотношения в этой области Гражданского права.

 

Вопрос. Я хочу заказать радиоролик. Какие права я на него буду иметь?

Ответ. Так как радиоролик является результатом творческого труда, то изначально авторские права на него принадлежат его создателю (Рекламопроизводителю). Поэтому, если вы не хотите оказаться в ситуации, когда вы заплатили деньги и получили на руки ролик, но не имеете права его использовать, необходимо юридически закрепить передачу авторских прав на него в ваши руки. Для этого необходимо или заключить Авторский договор, или же внести в смешанный договор с Рекламопроизводителем раздел «Авторские права».

Однако на практике практически никто не занимается легальным оформлением авторских прав на ролик. Так, например, обращаясь в ДВ Медиа Сервис, заказчик ограничивается созданием ролика, а права на ролик считаются автоматически за ним закрепленными.

 

Вопрос. Существует ли вероятность того, что производитель ролика каким-то образом использует его части в других своих работах или перепродаст его конкурентам?

Ответ. Только при передаче вам исключительных авторских прав (существуют также неисключительные авторские права) на радиоролик вы получите 100% юридическую защиту от его копирования и использования другими лицами. И в случае, если ваши исключительное право на владение роликом будет нарушено, вы будете иметь возможность обратиться в судебные инстанции за защитой своих прав.

На практике, дело основывается на доверии. У нас есть проверенные специалисты, к которым мы постоянно обращаемся в случае необходимости создания радиоролика. Эти специалисты разрабатывают концепцию ролика, создают первоначальный вариант и дорабатывают его в соответствии с пожеланиями заказчика. После передачи готового ролика заказчику, вариант производителя удаляется.

 

Вопрос. Мне нравится одна мелодия, могу ли я использовать ее в своем ролике?

Ответ. Чтобы узнать, можно ли использовать музыку в коммерческих целях свободно и без юридических последствий, необходимо предварительно уточнить, кто является ее правообладателем. Если это, например, народная мелодия, не имеющая конкретного автора, то ее можно использовать свободно. Другие случаи нужно рассматривать отдельно.

На региональном же уровне, например в Хабаровске и Владивостоке, реальность такова, что большинство рекламодателей, заказывая ролик, используют любые, понравившиеся мелодии, не утруждая себя согласованием их использования с правообладателем. 

  

Вопрос. А если как-то изменить популярную мелодию, например, взять мужской вокал вместо женского, и использовать в таком виде в ролике без покупки лицензии у правообладателя, будет ли это законно?

Ответ. Если есть правообладатель, то использование принадлежащей ему музыки в любом виде и в любом объеме без согласования с ним будет нарушением законодательства, и он вправе подать на вас иск в суд и требовать материальной компенсации. То же касается и создания ремикса мелодии. Прежде чем заказать ремикс, вы должны заручиться письменным согласием правообладателя мелодии на его создание, так как это переработка и частичное цитирование авторского произведения. Только после того, как вы заручитесь этим согласием, вы можете приступить к созданию ремикса, и в дальнейшем можете использовать его, как захотите.  Таким образом, используя известную мелодию без согласования, вы берете на себя определенный риск. Но где наша не пропадала?

 

Вопрос. Насколько я знаю, классические произведения можно использовать в коммерческих целях без препятствий со стороны закона, так как они являются общественным достоянием. Так ли это?

Ответ. Да, это так. Однако это не значит, что вы можете использовать уже существующие записи этих классических произведений, так как все фонограммы принадлежат тем или иным студиям звукозаписи, лейбл-издательствам и агентствам. Но вы имеете право использовать ноты и записать собственную фонограмму, которая будет принадлежать уже только вам.

 

Вопрос. Если я захочу взять за основу фона для ролика музыку из фильма или мультфильма, к кому я должен обращаться за получением прав на ее использование – к автору музыки или к владельцам фильма?

Ответ. Права на использование музыки из фильма или мультфильма необходимо приобретать у ее создателя – композитора или его правоприемников.

 

Вопрос. Если я закажу для радиоролика пародию к известному фильму или захочу чтобы в ролике использовался узнаваемый голос известного артиста насколько это чисто юридически?

Ответ. Закон гласит что, прежде чем заказать пародию, необходимо заручиться письменным согласием артиста или его правопреемников, так как это переработка и частичное цитирование авторского произведения. Только после того, как вы заручитесь этим согласием, вы можете приступить к созданию пародии, и в дальнейшем можете использовать её, как захотите.

На деле все более обтекаемо. Предлагаю прослушать кейс радиоролика, который мы создали с использованием голоса Леонова и его образа из кинофильма «Кин-дза-дза» осенью 2013 года. Реклама удалась и такой, на первый взгляд, сложный для рекламирования продукт как контейнерный сервис удалось преподнести слушателям в легкой и запоминаемой форме. Таким образом,  учитывая, что фразы непосредственно из фильма не используются, а просто использованы голоса (пародист), похожие на героев фильма, то сей факт не регламентируется.

 

Вопрос. Слишком много сложностей с покупкой лицензии на коммерческое использование известной мелодии, есть более дешевые варианты?

Ответ. Вы можете заказать недорогую композицию у музыканта-аранжировщика, работающего индивидуально, или у крупного агентства, продакшн-студии, которая занимается продажей недорогих авторских треков. Чтобы все было чисто в юридическом смысле, вам должны предоставить помимо самого произведения еще и пакет документов, которые подтверждают юридическую чистоту трека по авторским и смежным правам и его исключение из реестра РАО (Российское Авторское Общество).

Создатель ролика обычно мало задумывается о юридической стороне дела, уделяя основное внимание творческой составляющей. А «передача прав» осуществляется в момент получения версии ролика рекламодателем и согласования с ним окончательного варианта.

Использование любого музыкального материала в коммерческих целях, в том числе и для рекламы на радио, должно учитывать авторские права на него. Если пренебречь этим моментом, то это может привести вас к наказанию рублем, ведь закон всегда на стороне лица, владеющего исключительными авторскими правами на произведение. Другой вопрос, что в регионах, удаленных от центральной части России, этим аспектам зачастую следуют не так строго и полагаются «на авось» пренебрегая юридической стороной дела.

Обращаясь в ДВ Медиа Сервис, вы всегда можете быть уверены в грамотном и творческом подходе к делу. Звоните прямо сейчас!

Екатерина Овсянникова - контент-маркетолог "ДВ Медиа Сервис". Нахожусь в постоянном поиске креативных идей, забавных затей и сногсшибательных новостей, чтобы поделиться своими находками с читателями.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

ЧТОБЫ УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ





\
 

Даю согласие на обработку моих персональных данных, с условиями Политики ознакомлен.

© ООО "ДВ-Медиа-Сервис" 2008-2020